Казахстанцы отдают предпочтение благородным спиртным напиткам: выпуск коньяка вырос за год на 69%, ликеров – на 18%, вин – на 14%; производство водки – всего на 1%

Почти 70% алкогольных и безалкогольных напитков в РК выпускается в Алматинской агломерации.

За январь-май казахстанские компании выпустили напитки на 107,2 млрд тг – на 16,5% больше, чем годом ранее.

Наибольший объем выпуска в секторе приходится на Алматинскую область (55,8 млрд тг, +9,2% за год) и Алматы (18 млрд тг, +45% за год).

Среди крупных производителей алкогольных напитков в Алматинской агломерации работают такие компании, как производитель Тургеньских вин Gold Product (у компании есть и линейка соков), АО “Бахус”, производители пива Caspian Beverage Holding, Efes Kazakhstan, Carlsberg Kazakhstan, а также специализирующиеся на безалкогольных напитках Galanz Bottlers, RG Brands, казахстанский филиал The Coca-Cola Company, ТОО “Комета”, “Рикс ЛТД”, Компания “Обис”, “Либелла Боттлерс Алматы” и прочие.

 

 

В многолетнем разрезе производство напитков регулярно прирастало, за исключением кризисного 2015 года (-7,2% к 2014), и в прошлом году вновь вернулось к положительной динамике (+10,3%).

 

 

Среди крепких алкогольных напитков заметнее всего год-к-году увеличился выпуск коньяка – сразу +69,3%, до 4 млн литров за январь-май 2017. Значительно приросло и производство ликеров – на +18,3%, до 875,9 тыс. литров, а также выпуск вин – на 14,2%, до 14,5 млн литров.

В то же время, выпуск водки увеличился всего на 1,4% год-к-году. Впрочем, объемы производства по-прежнему высоки – 11 млн литров за 5 месяцев. К примеру, казахстанский бренд “Хаома” оказался в топе глобального рейтинга мировых брендов напитков – The Millionaires’ Club. Членами The Millionaires’ Club (Международного клуба миллионеров) являются мировые компании-производители напитков, которые в год продают более 1 млн кейсов своих продуктов (1 кейс равен 9 литрам). Ежегодно в рейтинг Milllionaires входят около 200 международных брендов (в 2017 в топ-списке их 157). Водка “Хаома” в нем – с 2012 года. Продукт производится компанией “Кокшетауминводы”, входящей в состав международной корпорации Asia Waters.

В безалкогольном сегменте производство минеральной и столовой питьевой воды выросло на 2,2% за год, до 196,5 млн литров, прочих напитков – на 8,4%, до 437,3 млн литров за 5 месяцев.

Казахстанские производители по итогам января-апреля 2017 обеспечили 85,2% спроса на водку и ликероводочные изделия, 96% спроса на коньяк и коньячные напитки, 60,6% – на вина, 89,4% – на пиво и 94,9% – на минеральную воду и безалкогольные напитки.

 

 

По итогам июня цены на питьевую воду выросли на 4,6% за год, до 76,8 тг за литр. Дороже всего бутилированная вода обходилась жителям Алматы (88 тг за л, +7,3% за год).

Водка подорожала за год на 11,8%, до 2,25 тыс. тг за литр. Больше всего стоила в Астане (2,5 тыс. тг за л, +16,1% за год).

Уже с текущего года в Казахстане планируется поэтапное повышение акцизов на алкогольную продукцию на 45%. Предлагается установить акциз на алкогольную продукцию: в 2017 г. – 2 тыс. тенге за литр, прирост к предыдущему году – 45%, в 2018 году – 2,275 тыс. тг, прирост – 14%, и в 2019 году – 2,55 тыс. тг, прирост – 4%.

В то же время, чтобы не допустить двойное налогообложение и усилить конкурентоспособность отечественных производителей при экспорте алкогольной продукции, предлагается установление нулевой ставки акциза на этиловый спирт, реализуемый или используемый для производства алкогольной продукции. Действующая ставка – 60 тенге/литр. Аналогичное освобождение действует в России и Беларуси.

Кроме того, на усилении экспорта продукции Казахстана в секторе алкогольных напитков могут повлиять и планы федеральной антимонопольной службы РФ. Служба предлагает разрешить рекламу вина и шампанского, произведенных в государствах-членах Евразийского экономического союза. Проект закона уже опубликован на портале нормативно правовых актов. В случае принятия поправок, вино и шампанское, произведенные в государствах-членах ЕАЭС из выращенного на территории страны ЕАЭС винограда, смогут рекламироваться в СМИ, на выставках пищевой продукции, в эфире телевидения и радио с 23-00 до 7-00 местного времени.

 

При сборе новостей использованы данные порталов newstes.ru, forbes.kz, zakon.kz.