Казахстанцы пьют больше пива: потребление пенного напитка выросло на 12%, производство – на 11%

Две трети обеспечили пивовары Алматы и Алматинской области.

Казахстанские пивовары выпустили за 11 месяцев 517,4 миллиона литров пива – на 10,6% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее.

64,1% производства пришлось на Алматы и прилегающую область. В южной столице прирост составил сразу 33% год-к-году, до 184,5 млн л, в области – 3,2%, до 147 млн л.

В Алматинской агломерации работают такие ключевые компании-пивовары, как, например, АО «Caspian Beverage Holding» (бренды «Алматинское Жигулевское», «Ячменное» и т.д.), ТОО «Carlsberg Kazakhstan» (марки «Ирбис», «Дербес» и прочие), ТОО «Первый Пивзавод» (марки Oettinger, «Золотая Кружка» и т.д.), Алматинский филиал АО «Эфес Казахстан».

Сам «Эфес Казахстан» расположен в Карагандинской области, занимающей третье место по масштабам производства – 83,1 млн литров, +2,3% за год.

 

 

В многолетней динамике в пивоварении был отмечен незначительный спад (-3,1% за год) лишь в кризисном 2015 году. Уже в 2016 объемы производства подскочили на 6,6%, а в 2017 годовой рост составлял сразу 11,2%.

Популярность пенного напитка явно растет. Несмотря на то, что прямая реклама пива в РК запрещена с 1 января 2004 года, упоминания о нем встречаются, к примеру, в соцсетях. Так, по данным агентства «Медиа-Систем», с 15 по 25 декабря 2017 года пользователи соцсетей опубликовали почти 3 тысячи постов о пиве, и около 300 из них – в Казахстане.

Казахстанцы чаще всего обсуждали пиво «Жигулевское» (59% публикаций). На втором месте оказался Tuborg (14%), далее Carlsberg (9%). Среди производителей пива доминировал «Первый пивзавод»: количество публикаций, где он упоминался (132), в 16 раз превосходило количество публикаций о Шымкентском пивзаводе, занявшем второе место.

 

 

Виден рост спроса и по показателям реализации на внутреннем рынке страны – по итогам января-октября 2017 объемы продаж увеличились на 12% к аналогичному периоду 2016.

Примечательно, что при годовом росте производства в рассматриваемом периоде на 10,6%, импорт подскочил год-к-году сразу на 17,8%. Впрочем, это лишь 9,8% от рынка, то есть более 90% спроса перекрывает местное производство (это в основном крупные межнациональные компании, имеющие свои заводы в РК).

Экспортное направление, напротив, сократилось – сразу на 30,7% (это всего 1,1% от спроса, то есть 98,9% произведенного и завезенного пива потребляется внутри РК).

 

 

Цены на пиво за 2017 год поднялись к 2016 на 6,3% (в 2016 годовое удорожание достигало 7%).

Примечательно, что в целом алкогольные напитки подорожали сильнее – на 10% за год.

На рост цен влияет поэтапное повышение акцизов на алкогольную продукцию. Так, были установлены ставки акциза на пиво и пивные напитки. В 2017 году они составляли 39 тенге за литр (прирост по сравнению к предыдущему году составил 50%), в 2018 году – 48 тенге (прирост на 23%), в 2019 году – 57 тенге (прирост на 18%).

Ранее, начиная с 2000 года, акцизная ставка сохранялась на уровне 26 тенге за литр пива.

 

При сборе новостей использованы данные портала kursiv.kz.