Обгоняя кризис на железном коне: отечественный автопром бьёт все рекорды

Производство легковых автомобилей за десять месяцев уже на 18% превысило показатели полного 2019 года

За январь–октябрь текущего года в стране произвели 51,92 тыс. легковых автомобилей — сразу в полтора раза больше, чем за аналогичный период годом ранее, и на 18% больше, чем за весь прошлый год.

Драйвером роста автопрома стала Костанайская область: здесь было произведено 26,76 тыс. железных коней, плюс 46,5% за год. В регионе работает лидер отрасли — расположенный в Костанае «СарыаркаАвтоПром». На заводе в марте текущего года запустили производство Chevrolet (в том числе наиболее доступные популярные модели Cobalt и Nexia). Именно этот бренд в последние месяцы стал лидером продаж в РК.

Ещё 21,17 тыс. авто выпустили в ВКО. Здесь в Усть-Каменогорске работает завод «Азия Авто». Кроме того, почти 4 тыс. легковых авто произвели в Алматы: в Южной столице открыли новый завод Hyundai.

Всего же за десять месяцев 2020 года на территории Казахстана было произведено 61,796 тыс. единиц техники, включая легковые и грузовые автомобили, автобусы, специальную технику, трейлеры и полуприцепы, общей стоимостью 460,9 млрд тг. Объёмы выпуска превосходят результаты января–октября 2019 года на 58,4%. Это самый высокий показатель за всю историю казахстанского автопрома. Непосредственно в октябре 2020 года произведено 11,14 тыс. транспортных средств всех типов общей стоимостью 84,5 млрд тг — в 2,1 раза больше, чем в октябре прошлого года.

По прогнозам Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ), в количественном выражении производство в 2020 году приблизится к 85 тыс. транспортных средств всех типов.

 

 

Заметим: несмотря на мировой «коронакризис», по данным МИИР РК, в обрабатывающей промышленности Казахстана наблюдается рост на 3,2%. При этом непосредственно в машиностроении годовой рост достиг сразу 16,5%, в том числе в автомобилестроении — значительных 53,6%. Доля автопрома в общем объёме машиностроения по итогам десяти месяцев выросла до рекордных 33,4%, против лишь 26% в январе–октябре 2019 года.

Такому гигантскому росту в секторе способствовало сразу несколько факторов. Помимо открытия новых заводов и производств самими машиностроителями РК, важную роль сыграла грамотная политика Правительства страны. С одной стороны, был обеспечен платёжеспособный спрос в секторе, с другой — открытый доступ покупателям к казахстанским авто, невзирая на пандемию.

На спрос позитивно влияет действующая в стране в последнюю пятилетку программа льготного автокредитования. Напомним, в легковом автопроме, в отличие от сегмента сельхозмашиностроения, госпрограммы поддерживают исключительно местное производство, что и ведёт к таким рекордным результатам. Так, автомобили отечественных производителей в рамках льготного кредитования доступны казахстанцам по ставке в 4% годовых (ГЭСВ — не более 7,5%), с первоначальным взносом от 10% и без каких-либо комиссий банка.

Стоит упомянуть также Программу обновления автобусного парка, позитивно повлиявшую на сектор: благодаря ей автопарки РК пополнились современными экологичными автобусами Yutong и Ankai, которые производятся на мощностях «СарыаркаАвтоПром».

 

 

Что касается доступности для клиентов, здесь сыграла огромную роль ускоренная цифровизация всех сервисов в стране и своевременное появление онлайн-продуктов в секторе. Благодаря объединённым действиям дилеров и государства стали возможными онлайн-регистрация авто, онлайн-продажи в дилерских центрах, появление в дилерских центрах автоЦОНов. Таким образом, даже жёсткий режим изоляции не помешал продажам и не закрыл для казахстанцев авторынок РК.

По данным АКАБ, в октябре казахстанские дилеры продали 8,64 тыс. легковых автомобилей и лёгкой коммерческой техники, а также 1,2 тыс. грузовиков и автобусов (+42% по сравнению с октябрём прошлого года). По итогам десяти месяцев 2020 года рынок вырос на 24%, до 73,25 тыс. проданных автомобилей (против 59,16 тыс. за январь–октябрь 2019-го). Результаты приблизились к годовым продажам прошлого года.

Доля отечественных автомобилей в продажах за 2020 год превысила 70%. Самый продаваемый бренд в октябре — Chevrolet. Самые продаваемые модели — Chevrolet Cobalt и Chevrolet Nexia.

 

 

По данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, в январе–августе 2020 года спрос на легковые пассажирские автомобили был обеспечен казахстанскими производителями на 60,8%, против 54,2% годом ранее. Экспорт за этот же период вырос сразу в 3,5 раза.

Согласно информации АКАБ, только в октябре текущего года на экспорт ушло 565 автомобилей, всего же в Россию, Узбекистан, Кыргызстан и Беларусь за январь–октябрь было отправлено 6,04 тыс. авто. Единственным предприятием-экспортёром в секторе по-прежнему остается «СарыаркаАвтоПром». Помимо Hyundai (2,91 тыс. авто), компания отправила на экспорт 2,07 тыс. Chevrolet, 1,01 тыс. кроссоверов и пикапов JAC и 59 автомобилей Ravon.

11 Июнь 2020

В 3 регионах страны медианный денежный доход населения составлял к началу года менее 40 тысяч тенге. В 10 регионах показатель не превышал 50 тысяч тенге

05 Июнь 2018

Телеком ведет активную инвестполитику: объемы капвложений выросли за год сразу на 19%

30 Май 2018

Добыча «черного золота» выросла на 7% за год. Более 60% добыто с месторождений Атырауской области

18 Апрель 2018

Транспортные компании готовы к резкому росту нефтедобычи: перекачка углеводородов выросла за год на 22%

16 Март 2018

Цинк в цене: металлурги РК увеличили экспорт цинка в тоннах всего на 4% за год, однако в деньгах показатель подскочил сразу в полтора раза

20 Февраль 2018

Чермет на подъеме: в стране растет добыча железной руды (+10% за год) и активно развивается черная металлургия

15 Январь 2018

Производство стройматериалов выросло на 3%. В минусе выпуск сухих строительных смесей, гипсокартона и минваты

08 Декабрь 2017

Коммунальные услуги в Казахстане стремительно дорожают - тарифы на воду, отопление, электроэнергию и газ в среднем повысились на 8%. Самый резкий рост цен на комуслуги - в ЮКО, плюс 19% за 11 месяцев

Reviews

Казахстан