Регионы РК сокращают активность торговли с Китаем. Три крупнейших региональных экспортера в 2016 году показали падение объемов на 23%, несмотря на декларируемое укрепление внешнеэкономических связей

Актюбинская, Карагандинская и Кызылординская области – основные региональные экспортеры в РК в торговле с Китаем.

Китай является одним из ключевых партнеров Казахстана, в послании народу Казахстана от 31 января 2017 года Президент РК отмечает, что на сегодняшний день начата реализация шести совместных проектов с Китаем на территории РК, два проекта уже запущены. Один из них – завод по крупноузловой сборке гибридных и полностью электрических автомобилей JAC.

Однако, последние данные свидетельствуют о замедлении торговой активности между РК и КНР как на республиканском, так и на региональном уровне.

В 2016 году Актюбинская, Карагандинская и Кызылординская области – основные региональные экспортеры в торговле с Китаем, – сократили экспорт в КНР на 23%. Объем экспорта Актюбинской области в Китай уменьшился на 36%, Кызылординской – на 47%, более стабильным остается экспорт Карагандинской области (-5% за год).

Совокупная доля этих трех регионов в объем экспорте РК в КНР составляет почти 60%. Для Кызылординской области Китай является основным местом сбыта – 96% экспорта области направляется туда. 

 

 

Основное падение экспорта из Актюбинской области в Китай зафиксировано по продаже сырой нефти, руды и медных концентратов. В 2016 году из области было экспортировано 548 тысяч тонн сырой нефти и сырых нефтепродуктов на общую сумму $156,8 млн. В денежном выражении сумма экспорта за год сократилась на 22%, а в физическом объеме почти в 3 раза. Экспорт руды и медных концентратов за 2016 год составил $77,7 млн, сократившись на 53% по сравнению с уровнем 2015 года.

Небольшую поддержку оказал экспорт 650 тысяч тонн ферросплавов на сумму $580,3 млн, что больше 2015 года на 38%. Отметим, что Китай является основным покупателем ферросплавов у РК.  

В дальнейшем увеличению объемов торговли региона как с КНР, так и с другими странами будет служить  высокоскоростное транспортное сообщение города-хаба Актобе с СЭЗ “Морпорт Актау”, который в свою очередь будет являться частью Транскаспийского Международного Транспортного Маршрута (ТМТМ) из Китая в Европу через Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию. Оператором программы со стороны Казахстана является “KTZ Express”. Также сейчас идет изучение маршрута из Китая в Иран через порт Актау совместно с китайским предприятием EISA Shipping Agencies Ltd.

* Графики сконструированны по основному направлению экспорта/импорта с КНР указанного региона.

 

 

В 2016 году Карагандинская область продала в Китай меди и медных сплавов на $725,5 млн. Это на 5% меньше суммы экспорта в 2015 году, однако физический объем продаж увеличился на 12%. Треть всего экспорта области идет в Китай.

 

 

Из Кызылординской области в 2016 году в КНР было экспортировано 2,3 млн тонн сырой нефти стоимостью $600,8 млн. В денежном выражении экспорт упал почти в два раза за год, а в физическом выражении – на 20%.

 

 

Основным импортером китайской продукции в Казахстане является Алматы – почти 47% всего импорта РК из КНР направляется в “южную столицу”, без учета “челночного” ввоза.

Среднегодовой товарооборот региона с Китаем составляет 25,2% от оборота республики – средний удельный вес остальных регионов составляет всего 5%.

За 2016 год товарооборот Алматы с КНР составил $1,9 млрд, что меньше уровня 2015 года на -28%.

Основным импортным товаром, ввозимым в Казахстан из Китая, являются телефонные аппараты включая сотовые. В 2016 году было ввезено около 2 тыс. тонн приборов общей стоимостью $290,1 млн, за год сумма сократилась на 25%. На втором месте компьютеры и другая вычислительная техника – в 2016 году их было куплено на $122,5 млн, что на 11% меньше уровня предыдущего года.

 

 

Перспективой дальнейшего развития торговли РК с КНР и другими странами является транзитный коридор “Западная Европа – Западный Китай” и СЭЗ “Хоргос -Восточные Ворота”, которые в свою очередь являются первым терминалом на пути из Китая в Европу. Так с 1 мая 2017 года планируется запуск поезда по маршруту “Астана-Алматы-Урумчи”.

В связи с инициативой “Один пояс, один путь” будут рассмотрены пути взаимодействия и привлечения банковских учреждений КНР к осуществлению деятельности на территории Международного Финансового Центра Астаны. На сегодняшний день в РК функционируют два Китайских банка “Банк Китая в Казахстане” и “ТПБ Китая”, которые на данный момент составляют 0,3% от всех БВУ РК.