Перевозки — плюс, доходы — минус: железнодорожные поставки грузов увеличились на 2% за год, доходы от них упали на 37%

Национальный оператор «Казахстан Темир Жолы» с 1 апреля планировал повысить тарифы на услуги по грузоперевозке на 7,7%. Впрочем, повышение не состоялось

За первые два месяца текущего года железнодорожным транспортом было перевезено 62,1 млн тонн груза — на 1,7% больше, чем в аналогичном периоде годом ранее. Грузооборот в железнодорожном сегменте увеличился почти на 3%, до 45,1 млрд ткм (тонно-километров).

Национальный оператор в сегменте грузовых перевозок — дочерняя компания АО «НК „КТЖ“», АО «КТЖ — Грузовые перевозки». Компания была создана в июне 2016 года в результате реализации проекта по поэтапному переходу к целевой организационной структуре в рамках Программы трансформации бизнеса. Проект позволил оптимизировать ряд дочерних организаций АО «НК „КТЖ“».

Филиальная сеть АО «КТЖ — Грузовые перевозки» сформирована из отделений дорог и локомотивных депо, осуществляющих обслуживание клиентов по сети железных дорог Казахстана. Компания и её филиалы предоставляют полный комплекс услуг по транспортировке грузов.

В материале здесь и далее используются расчётные данные Energyprom.kz. КС МНЭ РК предоставляет неполные данные, часть из них конфиденциальны. Расчёты недостающих данных были проведены на основе годового роста и прочих параметров, предоставленных КС МНЭ РК

 

 

По данным годового отчёта АО «КТЖ – Грузовые перевозки» за 2017 год, грузооборот компании достиг 206,3 млрд ткм и составил 77,4% от всего грузооборота в стране.

Доходы от грузооборота компании составили 658,2 млрд тг. Наибольшие доходы наблюдались в сегментах внутренних, транзитных и экспортных перевозок.

Согласно отчёту, в 2017 году АО «КТЖ – Грузовые перевозки» увеличило и усилило парк: было приобретено по 6 грузовых и пассажирских электровозов и 1 грузовой тепловоз; 34 электровоза и 5 манёвренных тепловозов были капитально отремонтированы.

 

 

За 2 месяца текущего года доходы от перевозки грузов и багажа составили всего 71,5 млрд тг — на 37% меньше, чем в аналогичном периоде годом ранее. В то же время за 12 месяцев прошлого года доходы в секторе достигли 771,6 млрд тг, что на 10,8% больше, чем год назад. Стоит отметить, что начиная с 2016 года доходы от перевозки грузов характеризовались положительной динамикой.

По словам финансового котроллера «Казахстан темир жолы» Шолпан Омарбековой, с 1 апреля текущего года компания планировала увеличить тариф на услуги по грузоперевозке на 7,7%. Заместитель гендиректора АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Аскар Максутов пояснил, что полученные от повышения тарифов в 2019 году средства планируется направить на реализацию инвестиционных проектов и расширение производственных мощностей.

Тариф на перевозку угля планировалось повысить с 1053 до 1136 тенге на 1 тыс. км (рост на 7,9%), нефти — с 11412 до 12375 тенге (рост на 8,4%), сжиженного газа — с 5342 до 5745 тенге (рост на 7,5%), зерна — с 1333 до 1436 тенге (рост на 7,7%).

Однако по результатам рассмотрения уведомления АО «КТЖ — Грузовые перевозки» Комитет по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей МНЭ РК в повышении с 1 апреля 2019 года цен на услуги по перевозке грузов железнодорожным транспортом отказал. Отказ мотивирован нормами Правил ценообразования на общественно значимых рынках.

Напомним, 1 апреля 2018 года АО «КТЖ — Грузовые перевозки» уже увеличило тарифы на перевозку грузов железнодорожным транспортом на республиканском и международном сообщениях на 4,9%. В прошлом году повышение тарифа было обусловлено необходимостью обновления локомотивного парка, повышением заработной платы производственного персонала (на 10% с 1 января 2018 года) и ростом стоимости топливно-энергетических ресурсов.

 

 

При сборе новостей использовались данные порталов ktzh-gp.kz, kremzk.gov.kz и kapital.kz.