Транспортно-логистический комплекс обеспечил 7,8% ВВП, против 7,6% годом ранее. Доходы перевозчиков выросли за год на 22,5%, причем более трети обеспечили грузоперевозки

В то же время, сегмент грузоперевозок стагнирует: объем перевозок сократился на 0,1%, грузооборот – на 7,2%.

После значительного спада в 2015 году, доходы транспортных компаний от перевозки грузов и багажа* в 2016** вновь увеличились: предприятия в секторе заработали за прошедший год 757,5 млрд тг – плюс 6,5% год-к-году.

Грузоперевозки перекрыли 33,8% всех доходов транспортных компаний, против 38,9% годом ранее. В то же время, доля перевозок груза и багажа в общем объеме доходов год от года снижается (за счет роста доли транспортировок по трубопроводам).

Почти 85% доходов консолидируют грузоперевозчики-железнодорожники. На втором месте – грузовой автотранспорт (13,3%), на третьем – морской и прибрежный транспорт (1,1%). Прочие сегменты занимают менее 1% от доходов грузоперевозчиков по РК.

*Здесь и далее учитываются только перевозки грузов, багажа и грузобагажа, и не учитывается транспортировка по трубопроводам.

**Здесь и далее за 2016 год учитываются оперативные данные, которые отличаются от уточненных годовых. Таким образом, возможна погрешность. Годовые данные будут предоставлены КС МНЭ РК позже, в статистическом сборнике.

 

 

В натуральном выражении (в тоннах) объем грузоперевозок в 2016 году остался практически на прежнем уровне (незначительный спад на 0,1%) – 3,52 миллиарда тонн. Стагнация в секторе длится с 2015 года. Для сравнения, в 2012-14 годах ежегодно прирост составлял 7-9%.

По итогам 2016 года небольшой рост отмечен в сегментах грузовых автомобильных перевозок (+7,1 млн тонн, до 3,18 млрд тонн), морского и прибрежного транспорта (+112,5 тыс. тонн, до 2,6 млн тонн), и воздушного транспорта (+0,9 тыс. тонн, до 18,1 тыс. тонн). Остальные сегменты – в минусе.

В Стратегии развития Казахстана до 2050 года запланировано увеличение объема транзитных перевозок через Казахстан к 2020 году – в 2 раза, а к 2050 году в 10 раз к уровню 2012 года. Также в планах – создание совместных предприятий в регионе и во всем мире – Европе, Азии, Америке: порты в странах, имеющих прямой выход к морю, транспортно-логистические хабы в узловых транзитных точках мира и т.д. Внутри страны будут созданы «инфраструктурные центры» для покрытия удаленных регионов или регионов с недостаточной плотностью населения жизненно важными и экономически необходимыми объектами инфраструктуры.

Грузооборот по РК снизился за год на 7,2%, до 399,9 ткм. Спад наблюдается также с 2015 года. Примечательно, что при этом морской транспорт – единственный сегмент, находящийся в значительном плюсе: грузооборот вырос за год сразу на 25,8%, до 2 млрд ткм.

 

 

ткм – тонно-километр, т. е. перемещение 1 тонны на расстояние в 1 километр. Определяется, как сумма произведений веса каждой партии (отправки) перевозимого груза на расстояние ее перевозки.

 

Железнодорожный транспорт

Железнодорожный транспорт консолидирует 84,9% всех доходов в сегменте грузоперевозок (643 млрд тг за прошлый год, +9,1% год-к-году). После стагнации в 2014 и резкого спада в 2015 году, в 2016 доходы в секторе вновь пошли в рост.

На грузовые ж/д-перевозки приходится 9,4% перевезенных грузов (332,3 млн тонн, -2,7% за год) и 59,3% грузооборота (237 млрд ткм, -11,4% за год). С 2015 года тренд по обоим показателям – отрицательный.

Единственным перевозчиком грузов в секторе является АО «НК «КТЖ». При этом для осуществления перевозок АО «НК «КТЖ» использует подвижной состав АО «Локомотив», АО «Қазтеміртранс», инвентарные вагоны других железнодорожных администраций и частный парк вагонов операторских компаний. Уровень износа основных средств железнодорожного транспорта по итогам 2015 года снижен до 55% (2013 г. – 63%; 2014г.- 56,2%).

Согласно Стратегическому плану МИР РК на 2014-2018 годы, в железнодорожной сфере запланировано строительство вторых путей на участке Алматы-Шу, и ввод в постоянную эксплуатацию железнодорожной линии Боржакты-Ерсай.

К 2017 году планируется постоянный ввод в эксплуатацию железной дороги «Бейнеу-Жезказган», которая сократит расстояние от ст. Достык до морского порта Актау на 1200 км. Проект способствует повышению привлекательности транспортных коридоров Казахстана.

Реализации проектов строительства в отрасли предполагает развитие оптимальной сети транспортно-логистических центров, и сокращение расстояния и времени доставки между наиболее загруженными участками железной дороги.

 

 

Грузовой автомобильный транспорт

Автомобильный транспорт консолидируют 90,4% всего объема грузоперевозок по РК (3,18 млрд тонн, +0,2% за год). С 2015 года отрасль держит паузу – годовой рост не превышает 5%. Ранее за год объем грузоперевозок прирастал на 9-10%. Также на перевозки грузовыми авто приходится 40,2% грузооборота (160,8 млрд ткм, -0,7% за год). При этом на автоперевозчиков приходится всего 13,3% доходов от грузоперевозок (100,5 млрд тг, -8,6%).

В автодорожной отрасли на стадии завершения самый крупный проект развития транзитного потенциала страны – реконструкция международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай». Также в рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрыл жол» на 2015-2019 годы продолжены строительство и реконструкция проектов Центр-Юг, Центр-Восток, Алматы-Усть-Каменогорск, Кокшетау-Петропавловск-граница РФ, Бейнеу-Актау, Актобе-Атырау-Астарахань, Уральск-Каменка.

С 2017 года за счет привлечения займов МФО планируется начать реконструкцию автодорог Курты-Бурылбайтал (Центр-Юг), Узынагаш-Отар, Актобе-Макат, Жетыбай-Жанаозен. Внедряется рыночный подход и механизмы государственно-частного партнерства с введением платности. По данному направлению планируется реализовать проект «БАКАД». Согласно Стратегическому плану, к 2020 году будут построены и реконструированы около 16 тыс. км автомобильных дорог республиканского значения.

В то же время, в сегменте автомобильных грузовых перевозок наблюдается неразвитость автоматизированных информационных систем, позволяющих осуществлять полноценно мониторинг с помощью современных телекоммуникационных и спутниковых комплексов. Также в сфере автомобильного транспорта недостаточно эффективный контроль соблюдения мер безопасности, неудовлетворительное состояние транспорта и объектов инфраструктуры. Все это определяет современную ситуацию с безопасностью на транспорте, как достаточно сложную.

В целях повышения безопасности, развития, а также эффективности транспортной инфраструктуры на дорогах Республики Казахстан до 2020 года планируется внедрить компоненты интеллектуальной транспортной системы.

 

 

Морской и прибрежный транспорт

В сегменте морского и прибрежного транспорта отмечен наиболее значительный прирост доходов от грузоперевозок: +22,2% за год, до 8,4 млрд тг. Впрочем, это всего 1,1% от всего объема доходов в секторе грузовых перевозок. Сегмент занимает 0,1% объемов перевезенных грузов (2,6 млн тонн, +4,5% за год), и 0,5% грузооборота (2 млрд ткм, сразу +25,8%).

На рынке морских перевозок в Каспийском бассейне по данным МИР РК флот Казахстана составляет всего 5% (8 танкеров грузоподъемностью 12-13 тыс. тонн и 2 сухогруза).

Порядка 70% из общего объема нефти, переваливаемой через порт Актау транспортируется отечественными танкерами. Однако весь объем сухих грузов перевозился иностранными судоходными компаниями, что требует поэтапного увеличения сухогрузного флота. Это заложено в Стратегический план МИР РК на 2014-2018 годы.

Так, судоходной компанией «KTZ Express shipping» в январе 2016 года подписан договор по строительству 2 универсальных сухогрузных судов грузоподъемностью по 7 тыс. тонн на российской судоверфи в Санкт-Петербурге. 12 июля 2016 на воду спущен первый сухогруз «Жібек жолы», который прибыл в порт Актау 27 сентября. Второй сухогруз «Атамекен» был спущен на воду 6 октября, прибытие в РК планируется в 2017 году.

В целом в области водного транспорта наблюдаются недостаточная мощность портовой и сервисной инфраструктуры, дефицит квалифицированных отечественных специалистов, несоответствие судоходных шлюзов отдельным требованиям технической безопасности, недостаточное количество торгового флота, износ государственного технического флота. Требуется продолжение работ по наращиванию морских портовых мощностей, развитию морского торгового флота, замене государственного технического речного флота, строительству защитного гидротехнического сооружения Шульбинского шлюза, созданию специализированных систем управления движением судов и спасательными операциями на море.

 

 

Инвествливания в развитие транспортной сети по итогам 11 месяцев 2016 года незначительно сократились (-0,8%), до 1 триллиона тенге.

Наибольший объем капвложений приходится на бюджетные средства – 35,3%. Это 353,8 млрд тг, минус 1,7% за год.

Еще треть составляют собственные вложения бизнеса – 340,3 млрд тг, минус 10,3% год-к-году.

 

 

По итогам трех кварталов 2016 года транспортно-логистический комплекс обеспечил 7,8% от ВВП, против 7,6% в аналогичном периоде 2015 года. Это 2,44 триллиона тенге, на 15,2% больше, чем годом ранее.

За весь 2015 год ВВП транспортной отрасли составил 3,52 триллиона тенге – это 8,6% от совокупного ВВП методом производства по РК.

 

 

В региональном разрезе более четверти объемов ВВП в сегменте обеспечили столицы (335,5 млрд тг, +16,6% год-к-году – Алматы, и 307,6 млрд тг, +19,8% – Астана).

Еще 188,8 млрд тг (+19,8% за год) обеспечила Карагандинская область. Это 7,7% от ВВП транспортно-логистической сферы по РК, и 7,2% от ВРП Карагандинской области.