Эффективность и экологичность электромобилей зависит от энергосистемы

Продажи электромобилей превысили 2 миллиона машин, при этом каждый второй электромобиль передвигается по дорогам Китая

 

Первые электромобили были изобретены ещё в конце XIX века, однако не получили широкого распространения из-за низкой ёмкости аккумуляторов.

При этом в целом электромобиль как концепт эффективнее и выгоднее автомобиля на двигателе внутреннего сгорания (ДВС), так как имеет меньший вес, нет опасности воспламенения топлива, практически отсутствуют выбросы, и главное — значительно выше коэффициент полезного действия (КПД).

 

 

Согласно данным Международного энергетического агентства (International Energy Agency — IEA), в 2019 году мировой парк легковых электромобилей превысил 7 миллионов, продажи электромобилей во всём мире превысили 2,1 миллиона. На электромобили уже приходится около 2,6% мировых продаж автомобилей и около 1% мирового автопарка.

Почти половина (47%) мирового парка электромобилей в 2019-м приходилась на Китай, 25% электромобилей (1,7 млн) пришлось на Европу, 20% электромобилей — на США. Легковые электромобили потребляли около 80 млрд кВт·ч электроэнергии, что привело к выбросам 51 миллиона тонн эквивалента углекислого газа (млн тонн СО2-экв). Это примерно половина выбросов для эквивалентного парка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Соответственно, 53 млн тонн CO2-экв выбросов благодаря электромобилям было предотвращено.

В одном из сценариев IEA по развитию электротранспорта (EV30@30) ежегодные объёмы продаж электромобилей достигнут 43 миллионов к 2030 году, при этом общее количество в мире составит около 250 миллионов единиц. Однако, несмотря на стремительный рост количества электротранспорта, наблюдаемый в последние годы, отсутствие аккумуляторов высокой ёмкости, быстрых в зарядке и достаточно долговечных, всё ещё сдерживает его развитие. Например, по сценарию IHS Markit, приведённому в Национальном энергетическом докладе KAZENERGY, динамика продаж электротранспорта будет существенно ниже. Другим вопросом является экологическая и экономическая эффективность при переходе на электротранспорт.

 

 

Электродвигатель эффективнее двигателя внутреннего сгорания: так, КПД бензинового двигателя составляет всего 20%–30%, дизельного — 30%–40%, против 90% электродвигателя.

Однако если учесть всю последовательность преобразования энергии, эффективность электротранспорта заметно снижается.

 

 

В результате из приведённой выше качественной оценки КПЭ для электротранспорта и автотранспорта на ДВС можно сделать вывод, что суммарная энергоэффективность использования электротранспорта зависит и от эффективности самой энергосистемы. Для Казахстана, где доля угольной энергетики в производстве электроэнергии составляет около 68%, а передача электроэнергии сопровождается значительными потерями, развитие электротранспорта должно сопровождаться строительством альтернативных источников энергии и снижением потерь в электрических сетях. С экологической точки зрения суммарный выброс системы «электростанция — электрические сети — электромобиль» зависит от типа преобладающих электростанций. Наименьшие выбросы будут при преобладании ВИЭ, атомных и газовых электростанций.

Для решения отдельных экологических проблем (например, проблемы смога в городах), электротранспорт уже является необходимым условием. Так, несмотря на доминирование угольной энергетики в Казахстане, угольные электростанции являются точечными источниками выбросов, регулирование и контроль которых осуществляется государством*, в то время как автотранспорт на моторном топливе, напротив, представляет собой множественные (миллионы единиц) слабо контролируемые и регулируемые источники выбросов вредных веществ.

С учётом планов по переводу алматинских ТЭЦ с угля на природный газ развитие электротранспорта в Алматы является решением проблемы загрязнения атмосферного воздуха города.

* Перевод на наилучшие доступные технологии (НДТ) угольных электростанций позволит существенно сократить выбросы вредных веществ.

05 Март 2022

Фармацевтический рынок РК серьёзно зависит от импорта. При этом наши ключевые поставщики медикаментов среди стран СНГ — Россия, Украина и Беларусь

02 Март 2022

Казахстанцы и чай: в каких городах РК любимый напиток стоит дороже всего?

08 Ноябрь 2021

Доля новых автомобилей на дорогах РК растёт, однако почти две трети автопарка всё ещё составляют «старички». В стране также колесит «автохлам» с иностранными номерами

27 Октябрь 2021

Вам письмо: объём почтовых и курьерских услуг вырос за год сразу на треть

07 Октябрь 2021

Более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона

06 Октябрь 2021

Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. И это ещё до ситуации с наиболее острым дефицитом

29 Сентябрь 2021

В рейтинге стран по производству легковых автомобилей Казахстан занял среди 39 стран лишь 35-е место

24 Сентябрь 2021

Импорт медикаментов в РК вырос на 71% в натуральном выражении и на 92% — в денежном

Reviews

Казахстан