Отсутствие инженерной инфраструктуры тормозит жилищное строительство в Астане

В целом по итогам 2022 года ввод в эксплуатацию жилья в столице сократился на 26%

 

Обеспечение населения жильём — одна из основных задач всех государств. В Казахстане этому вопросу также уделяют особое внимание. Актуальной проблема остаётся и для Астаны. Именно в этот регион мигрирует огромное число людей со всей страны; кроме того, здесь весьма высоки показатели рождаемости. В столице ожидаемо наблюдается существенный рост численности населения. Только за год жителей Астаны стало больше на 9,2%, а за пять лет численность увеличилась сразу на 31,2%, или на 322 тыс. человек. В общей сложности к концу 2022 года население города достигло 1,4 млн человек. В этих условиях обеспеченность жильём приобретает для региона колоссальную важность.

При этом за январь–декабрь 2022 года ввод в эксплуатацию жилья в Астане снизился сразу на 26,2%, всего до 2,4 млн кв. м. Для сравнения: в 2021-м и 2020 годах показатель составлял 3,2 млн и 3,1 млн кв. м соответственно. Это говорит о том, что жилищное строительство в столице развивается недостаточно быстро для покрытия потребностей населения, а временами и вовсе стагнирует.

Несмотря на это, власти страны планируют вводить ограничения на строительство. Так, аким Астаны Женис Касымбек на встрече с предпринимателями отметил, что с 1 января этого года введены новые правила и запрет на выдачу техусловий для проектирования жилья. Он связывает это с нагрузкой на инфраструктуру и быстрым ростом населения. «Если нет сетей, нет мощностей, и мы не видим перспективы на 3-4 года значительного увеличения, мы не имеем права давать разрешение на проектирование и строительство жилья», — подчеркнул аким.

Уже в марте текущего года в Астане в ходе проверок было выявлено 96 ЖК, которые строились без разрешительных документов. Как сообщает столичный акимат, сегодня 20 из них оформили всё надлежащим образом и продолжают работать. Остальные застройщики привлечены к административной ответственности, а строительство объектов приостановлено.

При этом открытым остаётся вопрос, как акимат города вообще мог допустить строительство 96 ЖК без разрешения. Это тысячи дольщиков и инвесторов. Подобные явления негативно сказываются на всех.

 

 

Заметим: сейчас уровень обеспеченности жильём в столице, по данным Бюро национальной статистики АСПиР РК, находится на уровне 30,5 кв. м на одного проживающего. Неплохой показатель. Определяется эта цифра, согласно методике БНС, как отношение общей площади жилых помещений к численности лиц, проживающих в них (без учёта площади жилищ по пустующим или бесхозным домам).

Однако далеко не все реально проживающие в столице (да и в любом другом регионе, к слову) корректно фиксируются в статистических данных. Можно провести самый простой, прямолинейный расчёт: взять общую площадь жилищного фонда столицы и разделить на численность жителей. Показатель выйдет разительно отличающимся от позитивных цифр БНС: всего 22,9 кв. м на человека. О том, какая цифра ближе к реальности, мы не станем судить, просто напомним, что по стандартам ООН параметр обеспеченности жильём должен составлять минимум 30 кв. м на одного жителя. К слову, во многих странах этот коэффициент заметно выше рекомендуемого минимума: в Германии — 39 кв. м, в США — 69,7 кв. м, в Великобритании — 70 кв. м.

Любопытно, кстати, что если считать методом деления площади жилищного фонда на численность населения, то показатели обеспеченности жильём в Астане не растут, а сокращаются. Так, в 2013–2015 годах они составляли 23,8–24 кв. м на человека. Это говорит о необходимости увеличения ввода жилья, однако и здесь наблюдается спад.

Ещё одним показателем потребности в жилье является численность столичных жителей, стоящих в очереди на недвижимость. На текущий момент их насчитывается уже 47 тыс. человек, это третье значение по стране.

 

 

При такой нехватке жилья в столице приостановка строительства вызывает самые разные вопросы. С одной стороны, аким Женис Касымбек совершенно прав: без инфраструктуры стройка невозможна, это простой факт. Но сейчас получается, что вместо того, чтобы расширять инженерные сооружения и строить новые сети, власти города ограничат возведение домов, что негативно скажется на и без того недостаточной обеспеченности жильём граждан. К слову, есть и ещё один момент: как быть с урбанизацией и развитием городов, о которых говорится в казахстанских программах развития и которые соответствуют ЦУР ООН?

Вместо ограничений необходимо решать проблемы, связанные с инфраструктурой. Однако, исходя из отчёта о реализации плана развития Астаны на 2021–2025 годы, в 2022-м были реализованы не все необходимые меры. Так, акимат города не выполнил следующие цели, касающиеся строительства и развития коммунальной инфраструктуры.
• Строительство, реконструкция жилья коммунального жилищного фонда: не освоено 1,354 млрд тг.
• Проектирование, развитие, и (или) обустройство инженерно-коммуникационной инфраструктуры к жилью: не освоено 394,1 млн тг.

Кажется, в эту реку власти будут входить раз за разом, пока кто-то не утонет: так, скажем, в РК уже пытались искусственно сдерживать цены на ГСМ и коммунальные услуги вместо того, чтобы повышать доходы населения. В итоге мы имеем дефицит топлива и постоянные опасные аварии на сетях, а благосостояние казахстанцев как было под вопросом, так и остаётся. Теперь с той же проблемой ограничений вместо развития и укрепления слабых мест сталкивается жилищный сектор. Велика опасность того, что и тут придется тушить пожары, раз вместо обеспечения пожарной безопасности вновь пытаются запретить спички.

05 Март 2022

Фармацевтический рынок РК серьёзно зависит от импорта. При этом наши ключевые поставщики медикаментов среди стран СНГ — Россия, Украина и Беларусь

02 Март 2022

Казахстанцы и чай: в каких городах РК любимый напиток стоит дороже всего?

08 Ноябрь 2021

Доля новых автомобилей на дорогах РК растёт, однако почти две трети автопарка всё ещё составляют «старички». В стране также колесит «автохлам» с иностранными номерами

27 Октябрь 2021

Вам письмо: объём почтовых и курьерских услуг вырос за год сразу на треть

07 Октябрь 2021

Более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона

06 Октябрь 2021

Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. И это ещё до ситуации с наиболее острым дефицитом

29 Сентябрь 2021

В рейтинге стран по производству легковых автомобилей Казахстан занял среди 39 стран лишь 35-е место

24 Сентябрь 2021

Импорт медикаментов в РК вырос на 71% в натуральном выражении и на 92% — в денежном

Reviews

Казахстан