В 2019 году началась мировая экспансия электробусов. Казахстан входит в лидирующую группу по внедрению нового вида транспорта

По глобальным прогнозам, через 20 лет на электричестве будут работать две трети городских автобусов

В 2019 году в Европе электроавтобусы заняли 10% от всего объёма закупок городских автобусов, в 2020 году доля вырастет до 20%. Индия объявила о закупках более тысячи городских автобусов на электрической тяге.

Недавно исследовательская группа Bloomberg New Energy Finance опубликовала сенсационный прогноз: через 20 лет две трети городских автобусов в мире будут на электрической трансмиссии. В конце 2018 года в эксплуатации находилось 385 тысяч городских электроавтобусов — всего 13% от мирового парка городских автобусов. Ещё два года назад 98% локализации мирового рынка электробусов приходилось на Китай. К наиболее развитым в электрификации общественного транспорта странам также относятся Нидерланды, Финляндия и Великобритания.

 

 

Казахстан на гребне мирового тренда. В 2019 году городские акиматы реализовали ряд крупных проектов по внедрению электроавтобусов в транспортную инфраструктуру. В Актау курсируют 5 электробусов, в Павлодаре — 10. В ноябре в Алматы запустили в эксплуатацию 10 электробусов по маршруту № 206. Алматинский электроавтобусный парк № 1 намерен до конца года поставить на маршруты ещё 40 электроавтобусов.

Акимат Нур-Султана в октябре объявил о намерении закупить за ближайший год 100 электробусов, первая партия из которых уже поступила в столичный автопарк. При реализации проекта автобусный парк Нур-Султана станет самым электромобильным среди городов ЕАЭС. К примеру, Москва намерена до конца 2020 года довести парк электрических автобусов до 600 единиц. Уровень проникновения там составит 1 электроавтобус на 21 тыс. жителей. В Нур-Султане — 1 электроавтобус на 11 тыс. горожан.

 

 

Вспышка спроса на электроавтобусы закономерна. Этот вид транспорта как технология фактически ежемесячно повышает эксплуатационные преимущества перед автобусами на ДВС. Энергоэффективность высока: уже сегодня электробус в 5–6 раз экономичнее. На 1 км в Казахстане он тратит 18 тенге, дизельный аналог — порядка 90–100 тенге. В среднем на 1 км пути электроавтобус затрачивает 1 кВт электроэнергии. Автобус на дизеле — 400 мл топлива.

В разы дешевле эксплуатация. У электроавтобуса нет сложных механизмов, не нужно менять масла, фильтры, приводные ремни. Нет процессов по обслуживанию и ремонту топливной аппаратуры, системы пуска-выпуска, коробки передач.

Фактически электрический автобус является гаджет-платформой для интеграции всевозможных интернет-технологий. Ещё одно тотальное преимущество: электроавтобусы максимально соответствуют современной модели развития урбанистической экономики: ноль вредных выбросов, низкий уровень шума и высокая адаптация под концепцию Smart City.

Для крупнейших мегаполисов Казахстана критичной проблемой является повышенная загазованность атмосферы. Согласно «Национальному докладу о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов РК за 2018 год», Алматы и Нур-Султан — аутсайдеры по индексу загрязнения атмосферы среди казахстанских городов. В метриках экологов обе столицы попадают в группу самых «грязных населённых пунктов Казахстана». Транспорт является основным источником загрязнения. В Нур-Султане на долю транспорта приходится 54,2% выхлопных газов, в Алматы удельный вес вредных выбросов от транспорта составляет 65%.

Госсектор подготовил базу для интенсивного роста рынка электроавтобусов в стране. Разработана системная программа обновления автобусных парков Казахстана. По данным Министерства индустрии и инфраструктурного развития, только в текущем году было приобретено более 1000 городских автобусов. За два года критический износ парка городских автобусов снизился с 65% до 55%. Всего по городским маршрутам курсирует более 12 тысяч автобусов. К 2025 году, по планам правительства, уровень критического износа снизится до 28% (за 5 лет казахстанские города закупят свыше 5000 новых автобусов). Сформирован эффективный механизм софинансирования проектов в формате ГЧП. Средства уже предоставлены перевозчикам через АО «БРК-Лизинг» на выгодных условиях: 15% первоначального взноса, на 7 лет с процентной ставкой в 7%. До 2022 года на обновление автобусного парка планируется выделить из республиканского бюджета средства в размере 128,5 млрд тг.

 

 

Не менее важно то, что госзаказ на обновление автобусных парков будет полностью обеспечен за счёт местных производителей. В 2019 году казахстанский автопром произвёл 966 автобусов — в 3 раза больше, чем в 2018-м.

Основной производитель электроавтобусов в Казахстане — ТОО «СарыаркаАвтоПром». Предприятие производит более 50% автобусов местного производства, а в рамках программы по обновлению автобусных парков городов доля «СарыаркаАвтоПром» достигает 70%. На текущий момент предприятие локализовало производство двух марок электрических автобусов от мировых лидеров этого сегмента: Yutong и Ankai. Примечательно, что Yutong — мировой лидер в производстве автобусов, в том числе на электрической тяге.

 

 

Прорывной рост производства электрических автобусов в Казахстане может обеспечить и созданная инфраструктура привлечения иностранных инвестиций под экологические проекты. Через площадку МФЦА акиматы смогут размещать инфраструктурные облигации под проекты, повышающие качество окружающей среды региона.

Перевод городских автобусных парков на электробусы — привлекательный инвестиционный проект. Есть стабильный и высокопрогнозируемый платёжеспособный спрос, есть местные производители, проект полностью соответствует современным экономическим стандартам международной системы устойчивого развития.

05 Март 2022

Фармацевтический рынок РК серьёзно зависит от импорта. При этом наши ключевые поставщики медикаментов среди стран СНГ — Россия, Украина и Беларусь

02 Март 2022

Казахстанцы и чай: в каких городах РК любимый напиток стоит дороже всего?

08 Ноябрь 2021

Доля новых автомобилей на дорогах РК растёт, однако почти две трети автопарка всё ещё составляют «старички». В стране также колесит «автохлам» с иностранными номерами

27 Октябрь 2021

Вам письмо: объём почтовых и курьерских услуг вырос за год сразу на треть

07 Октябрь 2021

Более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона

06 Октябрь 2021

Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. И это ещё до ситуации с наиболее острым дефицитом

29 Сентябрь 2021

В рейтинге стран по производству легковых автомобилей Казахстан занял среди 39 стран лишь 35-е место

24 Сентябрь 2021

Импорт медикаментов в РК вырос на 71% в натуральном выражении и на 92% — в денежном

Reviews

Казахстан