Запрет на вывоз отходов и лома чёрных и цветных металлов — защита отечественных металлургических предприятий или удар по казахстанским заготовителям металлолома?

По данным профильной ассоциации, металлургические комбинаты, перерабатывающие металлолом, систематически не расплачиваются в срок с поставщиками

 

В Казахстане с 6 мая введён запрет на экспорт лома и отходов чёрных и цветных металлов сроком на шесть месяцев. При этом для цветных металлов действует запрет на вывоз всеми видами транспорта, в то время как для чёрных — автомобильным и морским видами транспорта.

Ключевой причиной введения срочного ограничения для МИИР РК стала нехватка вторсырья для отечественных перерабатывающих предприятий.

Заметим: за 2021 год* казахстанские предприятия, занимающиеся заготовкой и переработкой лома чёрных и цветных металлов, экспортировали 872,2 тыс. тонн отходов и лома чёрных металлов на сумму 288,8 млн долл. США. При этом по сравнению с 2020 годом в количественном выражении наблюдался рост на 76,4%, в стоимостном — сразу в 3,2 раза. Медных отходов и лома за 2021 год экспортировали 3,9 тыс. тонн на сумму 26,3 млн долл. США. Это почти в 2 раза больше по сравнению с 2020 годом в тоннах и в 4,3 раза — в деньгах.

* здесь и далее сравниваются оперативные данные за январь–декабрь 2021 и январь–декабрь 2020

 

 

За январь–март текущего года Казахстан экспортировал 160,8 тыс. тонн отходов и лома чёрных металлов на сумму 50,4 млн долл. США. Основным импортёром казахстанской продукции в секторе выступила Россия, куда вывезли 135,2 тыс. тонн отходов и лома чёрных металлов на сумму 43,6 млн долл. США. Следом идут Пакистан (16,1 тыс. тонн на 2,8 млн долл. США) и Азербайджан (7 тыс. тонн на 1,6 млн долл. США).

Медных отходов и лома экспортировали 850,3 тонн на сумму 6,8 млн долл. США, весь объём экспорта отправился в Россию.

 

 

МИИР РК указывает, что запрет на экспорт отходов и лома чёрных и цветных металлов действует в ряде стран СНГ и ЕАЭС; более того, ограничение вывоза металлолома — это обычная международная практика. К примеру, в Европе из-за спроса на металлолом рассматривается вопрос о запрете его экспорта в страны, не входящие в ОЭСР. Кроме того, там действует политика декарбонизации экономики: из-за введения углеродного налога в развитых странах использование металлолома в производстве стало более предпочтительным ввиду наименьшего расхода природного сырья и выбросов в атмосферу. Так, использование лома при производстве одной тонны стали позволяет сократить выбросы CO2 на 1,5 тонны и исключить потребление 1,4 тонны железной руды, 740 кг угля и 120 кг известняка.

Впрочем, в Казахстане углеродный налог ещё не ввели. За январь–апрель текущего года в РК было добыто чуть более 20 млн тонн железной руды — на 4,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. Объём добытой медной руды составил 41,7 млн тонн — на 0,6% меньше, чем за январь–апрель прошлого года.

 

 

В свою очередь, представители казахстанских предприятий, занимающихся заготовкой и переработкой лома чёрных и цветных металлов, выступают против введения запрета на экспорт.

Предприятия сектора готовы поставлять металлолом на казахстанские заводы, однако систематические задержки оплаты и нарушения договорённостей со стороны отечественных металлургических комбинатов вынуждают их ориентироваться на экспорт, хотя теперь это фактически недоступно. Так, долг за металлолом перед предприятиями, входящими в ассоциацию «Саморегулируемая организация заготовителей и переработчиков лома цветных и чёрных металлов Казахстана», на начало апреля текущего года составлял около 3,2 млрд тг.

05 Март 2022

Фармацевтический рынок РК серьёзно зависит от импорта. При этом наши ключевые поставщики медикаментов среди стран СНГ — Россия, Украина и Беларусь

02 Март 2022

Казахстанцы и чай: в каких городах РК любимый напиток стоит дороже всего?

08 Ноябрь 2021

Доля новых автомобилей на дорогах РК растёт, однако почти две трети автопарка всё ещё составляют «старички». В стране также колесит «автохлам» с иностранными номерами

27 Октябрь 2021

Вам письмо: объём почтовых и курьерских услуг вырос за год сразу на треть

07 Октябрь 2021

Более 40% всех газифицированных сёл и городов Казахстана приходятся всего на два региона

06 Октябрь 2021

Летнее дизельное топливо подорожало на 8% за год. И это ещё до ситуации с наиболее острым дефицитом

29 Сентябрь 2021

В рейтинге стран по производству легковых автомобилей Казахстан занял среди 39 стран лишь 35-е место

24 Сентябрь 2021

Импорт медикаментов в РК вырос на 71% в натуральном выражении и на 92% — в денежном

Reviews

Казахстан