Недобросовестные поставщики и прочие проблемы: что не так с госзакупками в РК?

Только за девять месяцев текущего года установлены нарушения законодательства о государственных закупках, повлёкшие ущерб в 1 триллион тенге

 

Государственные закупки всегда были на особом контроле в РК. Для снижения коррупционных рисков, бюджетных расходов и создания равных условий конкуренции среди поставщиков в стране не первый год функционирует автоматизированная интегрированная информационная система «Электронные государственные закупки» — «Государственные закупки Республики Казахстан» (АИИС «ЭГЗ»).

При этом в текущем виде за счёт значительно снизившегося порога участия АИИС «ЭГЗ» позволяет участвовать в закупках недобросовестным поставщикам. К примеру, за счёт манёвра ценой выиграть тот или иной лот может компания без какой-либо истории и наличия деловых отношений с производителем. Такие поставщики выходят на производителя уже после заключения договора о государственных закупках, поставка относительно сложного оборудования производится без наличия в штате подготовленных производителем инженеров и т. д.

В связи с этим многие участники госзакупок подают жалобы. Так, на текущий момент наибольшая доля жалоб на портале госзакупок приходится именно на пункт «Неправомерный допуск к участию в конкурсе»: 48,7 тыс. жалоб, или 38,6% от общего количества.

Подтверждает проблему и высокий уровень нарушений правил госзакупок. В целом по итогам января–сентября текущего года камеральный контроль, проведённый Министерством финансов РК, охватил 391,9 тыс. процедур государственных закупок. Из них в 6,7% установлены нарушения законодательства о государственных закупках на сумму в 1,1 трлн тг, причём годом ранее доля процедур с установленными правонарушениями составляла 4,7%.

 

 

Кроме того, по данным Комитета по правовой статистике и специальным учётам Генеральной прокуратуры РК, за девять месяцев 2022 года в стране было зарегистрировано 5,5 тыс. правонарушений законодательства РК о государственных закупках (ст. 207), привлечено к административной ответственности 4,7 тыс. человек, наложено штрафов на общую сумму в 569,5 млн тг. С 2019 года уровень правонарушений по данной статье остаётся высоким.

В региональном разрезе по итогам января–сентября 2022 года наибольшее количество административных правонарушений по статье о госзакупках наблюдалось в Жамбылской, Туркестанской и Кызылординской областях.

 

 

Недобросовестным поставщикам не всегда удаётся наладить контакт с производителями, способными поставить оборудование в соответствии со спецификацией. В результате поставщики решают произвести поставку оборудования других производителей, руководствуясь низкой ценой и/или частично совпадающей спецификацией, в расчёте на то, что удастся обеспечить приёмку такого оборудования посредством коррупционных схем, или просто надеясь на некомпетентность со стороны принимающего персонала заказчика.

Ниже приведена статистика по реестру недобросовестных участников госзакупок, подтверждающая, что многие из них не выполнили условия договора. Так, одной из основных причин включения в реестр является то, что поставщик не исполнил либо ненадлежащим образом исполнил свои обязательства по заключённому с ним договору о государственных закупках: 58,9% от общего числа. Ещё 21,3% включений в реестр относились к потенциальным поставщикам, которые уклонились от заключения договора о госзакупках. Это также говорит о неготовности поставщиков исполнять свои обязательства.

 

 

С 1 июля 2022 года для четырёх категорий товаров (канцелярские товары, хозяйственные товары, лекарственные средства и изделия медицинского назначения, электротовары) в пилотном режиме стал использоваться электронный каталог товаров (ЭКТ), ключевой задачей которого является присвоение внутриказахстанского идентификатора KZTIN товарам, зарегистрированным в ЭКТ (какую полезную функцию несёт KZTIN именно в закупках товаров — пока неочевидно).

Обязательное использование ЭКТ может тормозить закупку товаров, в том числе в области лекарственного обеспечения: одна только регистрация товара в ЭКТ может занимать до месяца (стандартный срок рассмотрения — 10 рабочих дней, с возможностью дальнейшего продления сроков рассмотрения ещё на 15 календарных дней).

Структура каталога не проработана, и пользователи часто обращаются за добавлением новых категорий и разделов. В официальном канале поддержки ЭКТ в Telegram можно встретить отзывы, что значительные сроки рассмотрения затрудняют или делают невозможным участие в государственных закупках для многих желающих. Возникают вопросы и по достоверности сведений, вносимых в ЭКТ — от компаний, которые вносят данные, не требуется официальных отношений с производителем. Записи в ЭКТ могут в дальнейшем использоваться всеми участниками закупок, что ещё сильнее понижает порог участия и никак не защищает государство от недобросовестных поставщиков. В таких условиях можно ожидать дальнейшего роста неосвоения средств и сорванных закупок — как по причине того, что участники не смогли своевременно зарегистрировать товар в ЭКТ, так и за счёт участия недобросовестных поставщиков, использующих «не свои» позиции в ЭКТ для подачи заявки.