В этих условиях цифровые сервисы — банковские продукты, решение жилищных вопросов, госуслуги и прочее — становятся необходимостью для жителей РК

В этих условиях цифровые сервисы — банковские продукты, решение жилищных вопросов, госуслуги и прочее — становятся необходимостью для жителей РК

 

Президент Касым-Жомарт Токаев неоднократно отмечал необходимость общей оцифрованности всех сфер жизни в РК. В частности, на недавно прошедшем форуме Digital Bridge он упомянул, что РК входит в топ-30 самых оцифрованных государств ООН, опережая многие развитые страны, а более 90% госуслуг в стране уже реализуется в электронном формате, и это один из самых высоких показателей в мире.

Также президент рассказал, что предстоит большая работа по дальнейшей цифровой трансформации Казахстана.

Мы уже писали о том, как многие крупнейшие компании страны участвуют в цифровом обновлении РК. Сегодня на рынке Казахстана работают уникальные проекты цифровизации — к примеру, маркетплейс недвижимости от Отбасы банка, Baspana Market, где можно выбрать квартиру в новостройках или на вторичном рынке, а также подать заявку на участие в государственных жилищных программах. Сейчас на Baspana Market зарегистрировано порядка 600 компаний-застройщиков и размещено 490 объектов. Учитывая, что 7 из 10 тенге ипотеки выдаёт именно Отбасы банк, это очень актуальный для казахстанцев цифровой продукт.

 

 

В частности, на маркетплейсе можно воспользоваться программой субсидирования арендной платы, а также ипотечными госпрограммами и корпоративными продуктами банка («Әскери баспана», «Свой дом», «Умай»).

Через маркетплейс банка можно также подать заявление, чтобы получить компенсацию по депозитам. Напомним: 12 сентября вступили в силу Правила выплаты компенсации по действующим депозитам физических лиц, размещённым в национальной валюте, в размере 10% на сумму, которая находилась на вкладе на конец рабочего дня 23 февраля 2022 года. Вкладчики Отбасы банка могут подать заявление с 1 октября 2022 года по 1 января 2023 года в личном кабинете на маркетплейсе. Этой возможностью уже воспользовались 383,7 тыс. клиентов банка, подав заявку на компенсацию.

Кроме того, многие услуги банка доступны онлайн через мобильное приложение Otbasy bank. В частности, в приложении можно самостоятельно открывать депозиты и становиться клиентом банка, пополнять депозит и погашать кредит, можно создать «Семейный пакет», также доступны получение выписки по счетам, частичное и полное досрочное погашение займов, снятие обременения с залоговой недвижимости после досрочного погашения займа.

Новая удобная цифровая услуга банка — возможность уступить депозит родственнику онлайн, через мобильное приложение. Уступка депозита супругу, родителям или детям весьма распространена: ежемесячно в Отбасы банке проводится порядка 6 тыс. таких операций.

 

 

Любые цифровые решения, упрощающие казахстанцам жизнь, тем актуальнее, что в РК всё активнее развивается общий уровень интернетизации. Так, по данных Speedtest.net, средняя скорость мобильного интернета в Казахстане впервые достигла 38,3 Мбит/с для скачивания и 13,2 Мбит/с для загрузки.

В свою очередь, фиксированный интернет также разогнался до рекордных показателей средней скорости: 72,6 Мбит/с для скачивания и 69,8 Мбит/с для загрузки.

 

 

Кроме того, стремительно растёт интернет-охват населения РК. Так, в 2021 году доля пользователей информационно-коммуникационных технологий от общей численности населения в возрасте 6–74 лет достигла уже 92,9%, против 88,2% годом ранее и лишь 78,8% пять лет назад. Кроме того, уже 9 из 10 казахстанцев в этом возрасте являются пользователями компьютера — ПК, планшета или ноутбука.

В таких условиях появление всё большего количества цифровых сервисов и расширение возможностей получения любых услуг онлайн — будь то банковские продукты, покупка недвижимости, госуслуги или что-то ещё — всё более актуальная задача для гармоничного развития казахстанского общества.